КОНФЕРЕНЦИЯ

"ДРАМАТУРГ В СОВРЕМЕННОМ ТЕАТРЕ"

 

 

 

 

КОНФЕРЕНЦИЯ «ДРАМАТУРГ В СОВРЕМЕННОМ ТЕАТРЕ»

7 декабря 2015 года в Санкт-Петербургском отделении СТД РФ по инициативе Гильдии драматургов Санкт-Петербурга состоялась конференция «Драматург в современном театре». На обсуждение были вынесены проблемы продвижения современной драматургии  на театральные сцены, а также творческие, этические, юридические и иные аспекты взаимоотношений драматургов и театров. В конференции приняли участие драматурги, актеры и режиссеры петербургских театров, преподаватели театральных ВУЗов, театральные критики. Ведущий - заслуженный работник культуры, доктор педагогических наук, театральный критик Евгений Соколинский.

Конференция открылась докладом Е. Соколинского «Современная драматургия и режиссерский театр», в котором он обрисовал картину изменения взаимоотношений драматургов и театра за последние десятилетия. «С конца 1990-х пути современной драматургии и пути режиссерского театра кардинально разошлись»,- констатирует Соколинский, - а «лучший способ альянса между драматургом и режиссером, когда драматург сам себя реализует на сцене. Так существует Театр Н.Коляды…»  (Тезисы выступления см. в приложении)

В докладе председателя Гильдии драматургов Юрия Ломовцева были подведены итоги деятельности Гильдии за четыре года ее существования. За это время в рамках Фестивалей современной пьесы «Возрождение петербургской драматургии» и «Драматурги Петербурга на петербургской сцене», проводившихся при поддержке Комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга, а также проектов «Театральная ярмарка» и «Театр драматурга»  были представлены 22 пьесы четырнадцати петербургских драматургов. Около сотни спектаклей по произведениям петербургских авторов идут сейчас в театрах России и за рубежом. Тем более обидно, что творчество петербургских драматургов почти не востребовано в родном городе,- резюмировал свое выступление Ломовцев.

Выступление руководителя «Мастерской драматурга» при Доме писателя Бориса Голлера «Театр драмы и драма театра» было посвящено драматургии как, прежде всего,  самоценному роду художественной литературы. Отношение режиссерского театра  к пьесе как к тексту, играющему в спектакле далеко не первую роль, превращает драматурга в сценариста, обслуживающего потребности режиссера. Противостоять этому возможно только одним путем - путем создания театра, в котором драматурги сами бы ставили свои пьесы. Опыт соединения в одном лице режиссера  и драматурга уже не раз были в истории театра (Бертольд Брехт). Б. Голлер рассказал также о драматургах «Мастерской», которой он руководит.

«Современная драматургия: мифы и реальность» - так назвал свой доклад Валентин Красногоров. В нем известный петербургский драматург убедительно и очень аргументировано развенчал нередко звучащие  утверждения, что «современной драматургии не существует», что «качество современной драматургии настолько низко, что зрителя привлечь на нее невозможно»,  что «театр и режиссер могут достойно проявить себя только на постановке классики». По мнению В. Красногорова,  проблема не в отсутствии качественных и актуальных пьес, а в том, что «статус драматурга в российском театре низок, как никогда». В результате Санкт-Петербург, «город великих театральных и драматургических традиций», «превращается в затхлую драматургическую провинцию». «Нужны совместные усилия городских учреждений культуры, театров, Гильдии драматургов, Союза театральных деятелей, Министерства культуры, чтобы это положение изменить». (Тезисы выступления см. в приложении).

Выступление режиссера Театра-студии СПбГУ Николая Шнейдера было посвящено проблеме формирования репертуара в студенческих театрах. Шнейдер рассказал, что в студенческой среде интерес к современной теме и современной пьесе никогда не угасал. Формирование репертуара Театра-студии происходит с участием студийцев. В последние годы было поставлено несколько пьес современных драматургов,  3 из них принадлежат перу петербургских авторов. Театр-студия СПбГУ приняла участие в подготовке и проведении фестиваля «Драматурги Петербурга на петербургской сцене» в 2015 году. В целом взгляд режиссера оптимистичен, он уверен, что современная петербургская драматургия будет востребована уже в ближайшее время.

Главный редактор журнала «Невский театралъ» Мария Кросс целиком посвятила свое выступление только что прошедшему фестивалю «Драматурги Петербурга на петербургской сцене». Познакомившись с пьесами, представленными на фестивале, М. Кросс сделала вывод, что уровень петербургских драматургов весьма высок, убедилась, что современная пьеса «не обязательно «чернуха». Пьесы петербургских авторов сохраняют приверженность классическим традициям, при этом они современны и злободневны. Тем более непонятно и несправедливо, что петербургская драматургия так мало представлена на театральных площадках Санкт-Петербурга.

После выступления докладчиков начались прения, носившие оживленный эмоциональный характер.

Актер Театра комедии им. Н.П. Акимова  и теоретик театра профессор Андрей Толшин говорил о том, что не видит непреодолимых противоречий между драматургами и театром. По его мнению, проблема в том, что современная пьеса требует особенно тонкой и глубокой режиссерской работы. По его мнению,  театры могли бы с успехом играть современные пьесы. «Но не делают этого», − заметил ведущий конференции Евгений Соколинский. Толшин рассказал также о своем опыте участия в театрализованных читках современных пьес.

Известный драматург-либреттист Юрий Димитрин говорил о недопустимости перекраивания драматических произведений режиссерами. Он привел примеры из зарубежной практики, когда спектакли снимались с проката решением суда за искажение авторского текста.

Главный режиссер Театра на Литейном Сергей Морозов рассказал, что одна из задач режиссера выбрать такую пьесу, которая была бы близка ему по содержанию, а затем  донести это содержание до актеров, заразить их выбранным материалом. По мнению Морозова, трактовка содержания пьесы может меняться в зависимости от времени и, соответственно, могут возникать совершенно разные спектакли по одной и той же пьесе. При этом режиссер настаивал на своем праве вмешиваться в текст пьесы, сокращать и перекраивать его. Все же он сделал одну оговорку: «Я против, когда режиссер посредством пьесы пытается сказать то, чего в этой пьесе нет». Морозов признал, что лично он не имел опыта постановки пьесы в контакте с автором, но что в ближайшее время хотел бы попробовать такую постановку осуществить. Он также признал, что в репертуаре Театра на Литейном не представлена современная петербургская драматургия, и что он готов исправить это в ближайшее время.

Сергей Морозов считает, что в Петербурге не хватает театра социальной и политической тематики. Такой театр есть в Москве, он пытается театральными средствами анализировать проблемы сегодняшнего дня, в том числе политические. Такой театр был бы востребован  и в Петербурге.

Некоторые выступления содержали критику в адрес театральных учебных заведений. В частности высказывались упреки в адрес СПбГАТИ, где будущих режиссеров «учат неуважению к драматургу и тексту пьесы». На это возразил режиссер, преподаватель Театральной академии Геннадий Май. Он рассказал, что в Театральной Академии существует традиция бережного отношения к литературному произведению, и если некоторые из студентов не усваивают этот урок, то это их вина, а не вина преподавателей. При этом Г. Май признал, что современная пьеса практически не представлена в учебном процессе.

Главный режиссер Театра «Комедианты» Михаил Левшин упрекнул драматургов в том, что они не всегда знают законов построения театрального зрелища, что усложняет работу режиссера с современной пьесой. Говорил он также о  своей личной приверженности чеховским традициям в драматургии.

Конференция продолжалась более трех часов, во время прений выступающие предлагали различные пути решения проблемы взаимодействия драматургов и театра. Большинство согласилось с тем, что драматурги должны иметь в городе собственную экспериментальную площадку, возможно, на базе одного из театров.

Подводя итоги конференции «Драматург в современном театре», участники конференции сошлись в едином мнении, что театр должен включать в свой репертуар современные отечественные пьесы, в том числе пьесы петербургских драматургов. Гильдия драматургов СПб может оказать реальную помощь в формировании современного репертуара. Проведение фестиваля современной пьесы «Драматурги Петербурга на петербургской сцене» - один из инструментов решения этой задачи. Вместе с тем нужны и другие шаги, которые позволят возродить значение современной пьесы в театре:

1.     Введение в постоянную практику театров публичных читок актерами (или авторами) новых пьес - своего рода проверки сценического успеха произведений. Такие исполнения пьес перед зрителем (с оповещением в афишах, по билетам) следует проводить в театрах, используя для этого фойе, малые сцены, репетиционные залы и другие помещения.

2.     Введение в практику учебного процесса в театральных вузах изучения современной драматургии и ее постановок, встреч студентов с драматургами, участия студентов в театрализованных читках и спектаклях по современной петербургской драме. Поощрение использования современной драмы в качестве материала для курсовых и дипломных работ.

3.     Введение драматургов в жюри театральных и драматургических фестивалей нашего региона.

4.     Регулярное проведение фестиваля любительских театров по произведениям драматургов Петербурга.

5.      Учреждение регулярного семинара драматургов Петербурга и Северо-западного региона (по примеру московской «Любимовки» или «Щелыково»).

6.     Передача одного из небольших театральных или концертных помещений Центру драматургов (по примеру Москвы), в которых могли бы проходить регулярные читки и исполнения современных пьес.

7.     Открытие при одном или нескольких театрах драматургических мастерских и мастер-классов.

8.     Финансовое поощрение театральных постановок по пьесам современных петербургских авторов со стороны городских и федеральных органов культуры.

9.     Учреждение ежегодных городских премий театрам за лучшие спектакли по пьесам современных петербургских авторов

10.  Учреждение в конкурсах «Золотой софит» и других театральных конкурсах  специальных премий актерам и режиссерам за создание и исполнение спектаклей по пьесам современных петербургских авторов

11.  Учреждение фестиваля спектаклей театров других городов России и зарубежья по пьесам петербургских авторов. Приглашение этих театров играть пьесы на фестивале в родном городе авторов вызвало бы немалый интерес и привлекло бы внимание театральной общественности к петербургской драматургии

12.  Финансовая поддержка театров и Гильдии драматургов в осуществлении названных планов.