Битарова Зинаида Семеновна | п ь е с ы | |||
Зинаида
Битарова
(1950 - 2021) —
член Союза
писателей
России,
лауреат
премии им.
Игоря
Северянина,
поэт,
прозаик,
драматург.
Родилась в
семье
военнослужащих
в г. Цхинвале,
выросла в
Тбилиси.
Окончила
Ленинградский
педиатрический
медицинский
институт и
Литературный
институт им.
М. Горького.
Более 25 лет
своей жизни
посвятила
профессиональной
медицинской
деятельности:
работала
детским
психоневрологом,
взрослым
психиатром
и
психотерапевтом.
(Вологодская
область,
Тбилиси, С-Петербург)
Награждена
медалью «За
трудовую
доблесть» (1986) Литературным
творчеством
занималась
со школьных
лет. В
студенческие
годы
посещала
ЛИТО "Нарвская
застава",
печаталась
в газете "Советский
педиатр". В
дальнейшем
публиковалась
в альманах и
сборниках "Дом
под
чинарами", "День
русской
поэзии", "Истоки",
"Невский
альманах", "Адмиралтейская
игла", в
журналах "Литературная
Грузия", "Аврора",
в антологии
современной
петербургской
поэзии "Точка
отсчета" и
др. С 2005 года –
постоянный
автор (поэзия
и проза)
журнала "Дарьял". Первая
книга
рассказов «Почему
болит
голова»
вышла в 1986 г. Изданы
книги
стихов: «Лирика»
(1990), «Пантера» (1999), «Манжет»
(2002), «Мой
платонический
роман» (2007),
удостоенный
премии им.
Игоря
Северянина,
"Вечерний
натюрморт"
(2012) В
2006 г.
опубликованы
две
одноактные
пьесы — «Танец
Травести» и «Крыса».
В 2010
г. выпущена
книга «Телефон
доверия»,
включившая
в себя
рассказы,
повесть,
пьесу.
Название
книге дала
пьеса, ее
завершающая.
В 2011
г.
опубликована
пьеса "Место
действия –
душа",
посвященная
выдающемуся
русскому
писателю-эмигранту
Гайто
Газданову. В 2008
г. по
одноименной
пьесе З.
Битаровой «Театральной
лабораторией»
Вадима
Максимова
поставлен
спектакль «Танец
Травести»,
шедший на
разных
площадках
Санкт-Петербурга
в течение
двух
театральных
сезонов. В 2010
г.
Петербургским
драматическим
театром «Остров»
по пьесе З.
Битаровой «Телефон
доверия»
поставлен
спектакль —
включен в
репертуар
театра и уже
пятый год
находит
своего
зрителя. В 2014
г.
Петербургским
драматическим
театром "Остров"
поставлен 2-й
спектакль
по
одноименной
пьесе З.
Битаровой – "Место
действия –
душа" и
включен в
репертуар
театра.
|
МЕСТО
ДЕЙСТВИЯ —
ДУША
Психологическая драма, посвященная Гайто Газданову (1903–1971), выдающемуся русскому писателю осетинского происхождения. Шестнадцатилетним добровольцем он покинул родину с белой армией и большую часть жизни провел в Париже, зарабатывая на хлеб как таксист. В 30-е годы первый роман писателя «Вечер у Клэр» имел успех в эмигрантской среде. Автора называли «русским Прустом». Из-за кордона его тепло приветствовал М. Горький. В настоящее время в России издано полное собрание сочинений Газданова, но он до сих пор остается до конца не разгаданным критикой. В пьесе Зинаиды Битаровой, петербургской поэтессы и драматурга, выстроен эмоционально-психологический образ писателя-эмигранта Жоржа. Три персонажа или даже четыре (в том числе гротескный, мистический Клошар — он же в дальнейшем Александр Вольф) являются гранями одного сложного характера, а события — явь и воспоминания — происходят в пространстве одной души. С целью достижения максимальной приближенности к прототипу в метафизическую ткань пьесы оригинальным авторским решением органично вплетены фрагменты и реминисценции из ряда автобиографических произведений Газданова. Своеобразная стилистика пьесы — перемежение прозаических диалогов с ритмизованной прозой и стихотворными монологами — подчеркивает полярность образа главного героя драмы: жесткость в неотъемлемом сочетании с романтизмом и лиричностью. Жизнь иногда ставит нас в тупик, особенно когда мы одиноки. Телефон доверия – искра надежды в цепи отчаяния. Если вам повезет, мудрое сердце отведет беду. В нашей романтической истории невозможное случается. Главная героиня далеко несовершенна, несмотря на свою профессию, однако искренна и талантлива. Она проявляет себя почти волшебницей: перипетии человеческих отношений при ее прямом или косвенном участии преобразуются и порой даже достигают гармонии. Одноактная поэтическая драма решена в стиле лирического гротеска. Два главных действующих лица – это две стороны одной медали. Язык пьесы – рифмованный и свободный стих с вкраплениями прозы. Поэтический лейтмотив пьесы – стихотворение-песня «Шоковая терапия» – периодически звучит в виде рефрена из двух фраз и отрывками, полностью – в финале. Мелодия для стихотворения может быть подобрана режиссером или написана по его заказу. Пьеса
"За
каменной
стеной" –
трагифарс в
двух
действиях,
психологическая
и
социальная
драма, в
которой
прослеживается
история
одной семьи
в четырех
поколениях,
где
червоточина
в корнях (глупость,
высокомерие,
зацикленность
на
материальном)
отзывается
слабостью,
неуверенностью,
закомплексованностью
во втором
колене,
самовлюбленностью,
эгоизмом,
разрушением
моральных
ценностей и
преступлением
– в третьем,
трагическим
самоощущением,
жертвой и
криминальным
протестом –
в четвертом.
Это
история о
том, что в
головах
героев есть
мысли и
рассуждения
о разного
рода любви,
но мало или
почти нет
любви в их
сердцах и
поступках,
любви как
самой
элементарной
жалости
друг к другу. В
пьесе 4 –
мужских
персонажа, 4 –
женских.
|
|