Битарова Зинаида Семеновна п ь е с ы

Зинаида Битарова (1950 - 2021) — член Союза писателей России, лауреат премии им. Игоря Северянина, поэт, прозаик, драматург. Родилась в семье военнослужащих в г. Цхинвале, выросла в Тбилиси. Окончила Ленинградский педиатрический медицинский институт и Литературный институт им. М. Горького. Более 25 лет своей жизни посвятила профессиональной медицинской деятельности: работала детским психоневрологом, взрослым психиатром и психотерапевтом. (Вологодская область, Тбилиси, С-Петербург) Награждена медалью «За трудовую доблесть» (1986)

Литературным творчеством занималась со школьных лет. В студенческие годы посещала ЛИТО "Нарвская застава", печаталась в газете "Советский педиатр". В дальнейшем публиковалась в альманах и сборниках "Дом под чинарами", "День русской поэзии", "Истоки", "Невский альманах", "Адмиралтейская игла", в журналах "Литературная Грузия", "Аврора", в антологии современной петербургской поэзии "Точка отсчета" и др. С 2005 года – постоянный автор (поэзия и проза) журнала "Дарьял".

Первая книга рассказов «Почему болит голова» вышла в 1986 г.

 Изданы книги стихов: «Лирика» (1990), «Пантера» (1999), «Манжет» (2002), «Мой платонический роман» (2007), удостоенный премии им. Игоря Северянина, "Вечерний натюрморт" (2012)

 В 2006 г. опубликованы две одноактные пьесы — «Танец Травести» и «Крыса».

В 2010 г. выпущена книга «Телефон доверия», включившая в себя рассказы, повесть, пьесу. Название книге дала пьеса, ее завершающая.

В 2011 г. опубликована пьеса "Место действия – душа", посвященная выдающемуся русскому писателю-эмигранту Гайто Газданову.

В 2008 г. по одноименной пьесе З. Битаровой «Театральной лабораторией» Вадима Максимова поставлен спектакль «Танец Травести», шедший на разных площадках Санкт-Петербурга в течение двух театральных сезонов.

В 2010 г. Петербургским драматическим театром «Остров» по пьесе З. Битаровой «Телефон доверия» поставлен спектакль — включен в репертуар театра и уже пятый год находит своего зрителя.

В 2014 г. Петербургским драматическим театром "Остров" поставлен 2-й спектакль по одноименной пьесе З. Битаровой – "Место действия – душа" и включен в репертуар театра.


МЕСТО ДЕЙСТВИЯ — ДУША

Психологическая драма, посвященная Гайто Газданову (1903–1971), выдающемуся русскому писателю осетинского происхождения. Шестнадцатилетним добровольцем он покинул родину с белой армией и большую часть жизни провел в Париже, зарабатывая на хлеб как таксист. В 30-е годы первый роман писателя «Вечер у Клэр» имел успех в эмигрантской среде. Автора называли «русским Прустом». Из-за кордона его тепло приветствовал М. Горький. В настоящее время в России издано полное собрание сочинений Газданова, но он до сих пор остается до конца не разгаданным критикой. 

В пьесе Зинаиды Битаровой, петербургской поэтессы и драматурга, выстроен эмоционально-психологический образ писателя-эмигранта Жоржа. Три персонажа или даже четыре (в том числе гротескный, мистический Клошар — он же в дальнейшем Александр Вольф) являются гранями одного сложного характера, а события — явь и воспоминания — происходят в пространстве одной души. С целью достижения максимальной приближенности к прототипу в метафизическую ткань пьесы оригинальным авторским решением органично вплетены фрагменты и реминисценции из ряда автобиографических произведений Газданова. Своеобразная стилистика пьесы — перемежение прозаических диалогов с ритмизованной прозой и стихотворными монологами — подчеркивает полярность образа главного героя драмы: жесткость в неотъемлемом сочетании с романтизмом и лиричностью.

ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ

Жизнь иногда ставит нас в тупик, особенно когда мы одиноки. Телефон доверия – искра надежды в цепи отчаяния. Если вам повезет, мудрое сердце отведет беду. В нашей романтической истории невозможное случается. Главная героиня далеко несовершенна, несмотря на свою профессию, однако искренна и талантлива. Она проявляет себя почти волшебницей: перипетии человеческих отношений при ее прямом или косвенном участии преобразуются и порой даже достигают гармонии.

ТАНЕЦ ТРАВЕСТИ

Одноактная поэтическая драма  решена в стиле лирического гротеска. Два главных действующих лица – это две стороны одной медали. Язык пьесы – рифмованный и свободный стих с вкраплениями прозы. Поэтический лейтмотив пьесы – стихотворение-песня «Шоковая терапия» – периодически звучит в виде рефрена из двух фраз и отрывками, полностью – в финале. Мелодия  для стихотворения может быть подобрана режиссером   или  написана по его заказу.

КРЫСЫ

  "Крысы" – это пьеса о женском одиночестве. Две женщины,  совершенно разные по своей биографии и по своему складу, несут в себе  нечто общее, а именно, радикал одиночества,  что служит причиной к их сближению. Кроме того, они несут в себе и много различного, что тоже, несмотря на конфликты между ними, сближает их, являясь, по-видимому, дополнением и "компенсацией" недостающих каждой из них качеств и "частей". Кроме того, "Крысы" – это пьеса об играх, "в которые играют люди" (Эрик Берн), интригах,  тщеславии, предательстве, о комплексах неполноценности и мифотворчестве, которым героини стремятся свои комплексы замаскировать, завуалировать, накладывая толстым слоем вроде грима на уставшее от страстей, неудач и возраста лицо. Они – словно актрисы и так поднаторели в этом (в играх), что даже искушенному читателю порой над страницами пьесы придется погадать,  где правда, а где вымысел или попросту – ложь.

ЗА КАМЕННОЙ СТЕНОЙ

Пьеса "За каменной стеной" – трагифарс в двух действиях, психологическая и социальная драма, в которой прослеживается история одной семьи в четырех поколениях, где червоточина в корнях (глупость, высокомерие, зацикленность на материальном) отзывается слабостью, неуверенностью, закомплексованностью во втором колене, самовлюбленностью, эгоизмом, разрушением моральных ценностей и преступлением – в третьем, трагическим самоощущением, жертвой и криминальным протестом – в четвертом.  Это история о том, что в головах героев есть мысли и рассуждения о разного рода любви, но мало или почти нет любви в их сердцах и поступках, любви как самой элементарной жалости друг к другу.

 

 

 В пьесе 4 – мужских персонажа, 4 – женских.